Материалы для изготовления туристических палаток. Каркас

Большое значение в выборе туристической палатки, кроме учета свойств тканей (о тканях читайте здесь), имеет понимание характеристик материалов, из которых сделаны несущие конструкции. Если к растяжкам и колышкам какие-нибудь особые требования придумать сложно, то каркас, напротив, должен отвечать некоторым стандартам. На каркас приходится основная нагрузка. Каркас подвергается многочисленным циклам сборки и разборки. В собранном виде каркасные трубки гнутся в дугу, а в разобранном, наоборот, должны быть идеально прямыми. (Мы, как Вы понимаете, говорим не о традиционных «домиках» - о них отдельный разговор – а о современных туннельных и полусферических палатках).
А что такое каркас? Это, как уже было сказано в одной из наших статей, набор трубочек, вставляющихся одна в другую и изнутри соединенных «резинкой». Когда мы вставляем оба конца соединенной трубки в отверстия строп, получается дуга. Разбираем дугу и она складывается в своеобразную компактную «стопочку», которую легко спрятать в чехле палатки или рюкзаке.

Какие же свойства каркаса (дуг) нам важны? Очевидно, что каркас должен иметь как можно меньший вес (как и все другие составляющие туристической палатки). Он должен быть достаточно прочным и, в то же время, - упругим. Дуги не должны безысходно гнуться в неположенных местах. Точнее, в нерабочем виде они вообще должны быть абсолютно прямыми, а в рабочем – иметь неизменно правильную форму. Именно от каркаса зависит так полюбившаяся многим правильная, уютная, удобная конфигурация современных палаток. Провисающая или вогнутая стенка палатки – не только печальное зрелище, но и риск промокания и порчи ткани. Но кроме прочности и упругости (отсутствия остаточной деформации) каркаса, некоторое значение имеет и цена материала, из которого он сделан.

Недороги дуги из стеклопластика. Часто их красят в черный цвет и гордо называют «углепластиковыми». (Но совершенно напрасно, так как углепластик – очень дорогой материал, который очень боится ударов и из которого каркасы не делают совсем). Стеклопластиковые дуги отличаются высокой жесткостью и упругостью (абсолютно не имеют остаточных деформаций – идеально держат и восстанавливают форму). К их отрицательным сторонам стоит отнести большой вес, боязнь резких и сильных ударов (трескаются вдоль), боязнь резких перепадов температуры (или просто низких и очень высоких температур; в летнюю жару под тентом каркас может нагреться до 80 градусов и стать мягким).

Алюминиевые трубки сломать гораздо сложнее (особенно если специально не задаваться такой целью), весят они примерно в два раза меньше, но при этом алюминиевые дуги во столько же раз дороже стеклопластиковых. Однако стоит отметить, что вышесказанное в полной мере относится к дугам, сделанным из сплавов 6063, 7001, 7071, 7075, алюминиево-магниевого сплава (АМГ) корейского производства и т.п., но не к российскому дюралюминиевому сплаву Д16Е. Он хрупок и сильно грешит остаточной деформацией – может не разогнуться при разборке каркаса или безвозвратно согнуться при каком-нибудь случайном воздействии. К счастью неопытных туристов, трубки из Д16Е уже практически не делают, в основном его применяют для изготовления стоек двускатных палаток (к стойкам не предъявляются такие жесткие требования).
Указывая марку сплава, производитель нередко обозначает его твердость. Например: 7075-Т9 или 7075-Т6. Больше «Т» - тверже сплав, прочнее трубки, из него сделанные.

В пользу алюминиевых дуг можно сказать еще и то, что их проще ремонтировать. В том числе в походных условиях. Если вдруг трубка сломалась, достаточно камушком подстучать для восстановления более-менее правильной формы на изломе, подравнять таким же первобытным орудием заусенцы, снять фаску и соединить поломанные части муфтой (металлической или любой другой достаточно прочной, подвернувшейся под руку). Изнутри соединение можно усилить какой-нибудь втулкой. До конца похода отремонтированный каркас доживет и с честью исполнит свое предназначение, а дома можно заняться более серьезным ремонтом. Металл – материал универсальный и весьма распространенный - сделать прочную и надежную муфту дома не составит особого труда. Каркас станет служить и дальше, просто будет на одно соединение больше.
Если же сломается стеклопластиковая трубка, восстановить ее будет очень сложно не только в походе, но и дома. Стеклопластик расщепляется на изломе и трескается при сильном «ударном» воздействии. Пытаешься загнать его в муфту - а он трещит и «распушается» внутри, делая все усилия тщетными.
Впрочем, случаи поломки каркаса достаточно редки. Просто нужно бережно к нему относиться и не разбрасывать связки дуг по тропинкам, где толпами бродят дикие и злые туристы.

 width= Стеклопластик, как и алюминиевые сплавы, бывает разный. Как минимум, двух видов – по способу производства. Первый способ – способ «выдавливания», когда стекловолокно, пропитанное специальным связующим составом (эпоксидная, полиэфирная смола) выдавливается через формообразующую трубку. Получается изделие с однонаправленным волокном. Технология эта используется давно, автоматизирована и дешева. Она позволяет гарантировать стабильное качество.
При производстве стеклопластиковых трубок вторым способом велика доля ручного труда. Суть технологии такова: на специальную оправу кладется слой пропитанного волокна, поверх которого наматывается или кладется другой слой под углом к первому. Получается слоистая трубка, прочная во многих направлениях. Благодаря этой прочности, стенки трубок можно сделать намного тоньше. Правда, производители увеличивают при этом общий диаметр трубки. То есть каркас, сделанный по описанной технологии, может занимать несколько больше места в чехле или рюкзаке. Такая технология заметно дороже первой.

Итак, алюминиевые каркасы прочны, износостойки, устойчивы к перепадам температуры, не меняют свойств при очень низкой или очень высокой температуре, легко ремонтируются и имеют малый вес. Стеклопластиковые – жестки и идеально упруги (без остаточной деформации). Но зато гораздо дешевле алюминиевых собратьев.
В принципе, для несложных и нечастых походов, слетов в весенне-летний период туристические палатки со стеклопластиковым каркасом оказываются нормальным, даже очень хорошим вариантом, учитывая небольшую цену. Но если походный сезон для Вас начинается чуть сойдет снег и продолжается до первых заморозков, если Ваша любовь к походам перерастает в страсть путешествий, сопряженную с необходимостью много и часто перемещаться с грузом за плечами и каждый день собирать и разбирать «походный домик», стоит не скупиться и позаботиться о приобретении алюминиевого каркаса.
 

Палатки   Кемпинг   Поход  
все записи